Yoga Practice with ALEXEY BAYKOV, Yoga Class, Asana, Pranayama, Meditation, Yoga Nidra

О РАЗВИТИИ ЙОГИ

Автор Свами Ниранджананда Сарасвати

Перевод и комментарии Алексей Байков

1. История

 

Для того, чтобы понять историю возникновения и развития традиции Сатьянанда Йоги, также известной как йога традиции Бихар (Бихарская школа йоги), мы должны знать из каких компонентов она состоит, и что делает ее уникальной школой из всей традиции йоги.

Всего лишь около 100 лет назад, философская сторона йоги была известна лишь нескольким людям, и совершенно никто не знал о практической стороне. Считалось, что йога предназначена для отшельников, садху и саньясинов, которые отказались от всего и покинули повседневный мир, ради созерцания, медитации, размышления, интроверсии и изоляции. Считалось, что это и есть путь к спасению (просветлению), который простой человек из общества не может принять без отказа от основных привязанностей,  желаний, амбиций и усилий в обычный жизни. 

 

Йога была известна только как  философия, но не как форма дисциплины, которая может быть использована для укрепления духа, ума, тела и совершенствования жизни в целом. 

 

Теоретические знания впервые были представлены публике в начале 20-го века такими людьми, как Свами Вивекананда, Шри Ауробиндо, Рамана Махариши, Свами Кувалаянанда, Баба Рам Дас, Свами Шивананда, Йоги Рамачараки (Уильям Уокер Аткинсон) и др. Все эти люди следовали уже сложившейся традиции (школе йоги). 

 

Изначально было основано только две школы йоги: Южная школа и Северная школа. Йога, как учили и практиковали ее риши, муни и тапасви из областей Ганги, Нармада и Гималаев  были известны как Северная школа. Южная школа представляла собой йогу, которую практиковали садху и святые, отрекшиеся и отшельники, мистики и сиддхи из южных областей.

 

Первым распространителем Южной школы йоги был Т. Кришнамачарья (T. Krishnamacharya), учениками которого были его сын Т. К. В. Десикачар (T.K.V. Deshikachar), К. Паттабхи Джойс (K. Pattabhi Jois), Б. К. С. Айенгар (B.K.S. Iyengar), Индра Деви (Indra Devi), Джидду Кришнамурти (Jiddu Krishnamurti) и др. (подробнее О Йоге в СССР)

 

Южная школа считает, что окончательное совершенство (освобождение) может быть достигнуто путем достижения тотального физического совершенства. Практикующие классическую хатха-йогу также верят в этот принцип.

В свою очередь, Северная школа является более медитативной йогой, имеющей в своей основе Йога-сутры Патанджали (Patanjali). В Йога-сутрах Патанджали акцент делается на управлении сознанием, управлением мыслью, когда как о хатха-йоге (телесных практиках) упоминается вскользь.

На данный момент в Северной школе йоги существуют различные традиции и культуры (paramaparas). В ней представлены традиция крийя-йоги, традиция кундалини йоги, традиция раджа йоги, и также джняна йоги и бхакти йоги, и даже традиция хатха-йоги. Все эти традиции йоги, имеют одну общую черту: в них, йога представляется как практика и дисциплина, через которые становится возможным усилить свою внутреннюю Природу, испытать и познать человеческий Дух, пробудив внутренний потенциал, чтобы стать сбалансированным совершенным человеком. В Северной школе считается, что человек может достичь совершенства в чем-то одном, или в двадцати способностях, или даже во всех направлениях жизни, и Северная школа йоги разработала множество способов достижения этих целей.


Йога имеет два источника, один – это Тантры, другой – Веды. Тантры стали основой для философии и набора практик, которые в тантрической традиции известны как Йогачара (Yogachara) – руководство для людей, практикующих тантру с помощью  йоги. Ведическая традиция описывает йогу в форме Упанишад. Каждая Упанишада представляет собой линию обучения, традицию, или парампара (parampara). Йога представлялась как процесс, охватывающий тело и ум, приводя человека к опыту духа. 

Только лишь последние 50 лет миcтики и садху почувствовали, что в будущем йога станет непреложной необходимостью общества.  В Северной школе йоги первый, кто начал изменения был Парамгуру (paramguru) Свами Шивананда. С него начался мощный динамический поворот в истории йоги, в результате которого из философии йоги стала появляться реальная практика.

 

Несмотря на то, что Свами Шивананда изначально следовал традиции Веданты, а не йогической традиции, все же в начале 1940-х годов он решил начать обучение своих учеников практическим аспектам йоги. Он обучал их всем видам йоги, которые были представлены в Священных Писаниях, такие как: хатха-йога, раджа-йога, бхакти-йога, джняна йога, крийя- йога, кундалини-йога, мантра йога. Таким образом, Свами Шивананда дал всем понимание йоги, как способа дальнейшего развития жизни, не важно будь то санньясина, йога или домохозяина.

Учение Свами Шивананды было настолько вдохновляющим, что многие из его учеников решили стать распространителями йоги, и они вышли из ашрама с таким разрешением. Каждый ученик Свами Шивананды нашел свое направление развития:

 

Из ведической традиции, Шри Свамиджи взял компоненты бхакти-йоги, карма-йоги, джняна-йоги, и концепцию чакр. Также он взял систему медитации из Тантр и Вед, и его проработанные медитации были опубликованы в 1974 году в книге «Медитации из Тантр» (Meditations from the Tantras). Ранее, базовые учения были опубликованы в 1965 году в книге «Механика медитации: практика во имя мира» (Mechanics of Meditation: Practices for Peace.). 

 

Шри Свамиджи был первым человеком, представившим йогу, где тантра была на первом плане. В 1971году была опубликована книга под названием «Панорама Тантра Йоги» (Tantra Yoga Panorama), в которой Свами Сатьянанда Сарасвати объяснил понятие тантры применительно к потребностям современного общества.

Свами Сатьянанда вдохновлял людей примириться с самим собой через различение и проницательность ума, правильное поведение, действие и речь, в результате чего происходило преобразование человеческой личности. 

 

Основание школы йоги в Бихаре Свамой Сатьянандой стало свершившимся желанием его учителя Свами Шивананды разработать интегральный путь йоги. Так как Свами Сатьянанда был первым, кто представил тантрическую йогу публике и поставил под сомнение старые мифы о йоге, как в Индии, так и за пределами Индии – описываемая далее традиция Бихарской школы йоги известна как йога традиции Сатьянанды (или Сатьянанда йога).
 


2. Метод преподавания йоги Свами Сатьянанды Сарасвати


Когда Свами Сатьянанда Сарасвати (Шри СвамиДжи) покинул Ришикеш в 1956 году с разрешением и благословением своего гуру Свами Шивананды, он поехал в путешествовие по всей Индии – от Афганистана до Шри-Ланки, от Пакистана до Бирмы – с целью понять потребности общества. 

 

Шри СвамиДжи почувствовал, что ведическая традиция, как философия, не сможет помочь обществу, так как людям стала необходима практическая основа. 

Шри СвамиДжи понял, что в будущем йога станет потребностью всего общества в целом, не как средство спасения (просветления), но как средство скорой помощи от любого психосоматического дисбаланса, который влияет на физическое, умственное, эмоциональное, моральное и духовное здоровье.


Шри СвамиДжи разработал два подхода  достижения положительного здоровья, развития сбалансированного характера, и укрепления духа, который позволит встречать жизненные ситуации лицом к лицу. 

 

Первый подход заключается в том, что:

  • понимание человеческой природы, ума, психики и духа происходит - с помощью практик и процессов раджа-йоги;

  • преодоление наиболее насущных препятствий, таких как разочарование или депрессия и другие препоны эго, а также развитие однородных и гармоничных действий - с помощью карма-йоги

  • управление эмоциями - с помощью бхакти-йоги

  • восприятие внешнего и внутреннего в состоянии покоя - с помощью джняна-йоги;

  • способность идти глубже в садхану (духовную практику) - с помощью крийя-йоги, кундалини-йоги, нада-йоги, свара-йоги, мантра-йоги и многих других йогических направлений. 

 

Все это стало одним из подходов, который был распространен Свами Сатьянанда Сарасвати по всему миру.

Другой подход является созданием определенного образа жизни, при котором развивается способность смотреть на жизнь по-другому: видеть боль и страдания как индикаторы человеческих усилий и участия в своей карме. Учение и обучение такому стилю жизни также имеет различные формы. 

 

Многие люди занимаются йогой, чтобы снять стрессовое состояние, но Шри СвамиДжи призывает внедрение йоги в жизнь, а не разделение на жизнь и практику. Он представил альтернативный образ жизни, возродив традиции саньясы (духовной практики), подчеркивая духовное право каждого однажды в своей жизни стать саньясином. 

 

Через саньясу Шри СвамиДжи помог многим людям, вдохновляя их принять йогу, как часть образа жизни. Он помог многим людям, обучая йоге, как терапии. Он помог многим людям, обучая йоге как способу достижения внутреннего мира. Он помог людям в соответствии с их потребностями в целом. Для Свами Сатьянанда Сарасвати йога применима для всех.

У Свами Сатьянанда Сарасвати был особый метод обучения людей из разных стран, людей различных рас и верований. Он был первым учителем йоги из Индии, который приехал на Запад, и стал учить практике йоги в своем уникальном стиле. 

 

В 1968 году Свами Сатьянанда Сарасвати (Шри СвамиДжи) поехал в первое мировое турне, чтобы посеять семена йоги за пределами Индии. На своих встречах Шри СвамиДжи представлял  теорию йоги в научных терминах, что сделало его доступным для понимания Западных стран, также он дал ряд практик йоги, которые позволили людям лично испытать процессы и эффекты йоги. 

Так, Шри СвамиДжи всегда планировал, что именно он будет давать в той или иной поездке. В план были включено множество компонентов: асаны, пранаямы, мудры, бандхи, шаткармы, методы пратьяхары, методы крийя-йоги, методы кундалини-йоги, техники работы с чакрами, а также методы разрушения неверных представлений о йоге, чтобы вдохновить людей и дать им поддержку и надежду. 

 

До этого времени никто не учил пранаяме, это всегда была запретная тема даже в Европе, и безусловно, в Индии. 

Именно из Европы данная традиция йоги распространилась по всему миру, и Шри СвамиДжи сыграл важнейшую роль в этом развитии.


Способ преподавания Шри Свамиджи дал человечеству так много, что мы до сих пор не можем оценить объемы этого.  Однако, поразмыслив, можно понять, что его трудов будет более, чем достаточно на целую жизнь каждого человека. 

 

По всему миру, будь то в Европе, Великобритании, Южной Америке или Австралии при каждом новом посещении каждого из центров, Свами Сатьянанда представлял новый набор методов и техник, таким образом, повышая уровень знаний учеников и их понимания йоги с точки зрения человеческого тела, ума, психологии, морали и улучшения человеческих качеств в целом. Люди со всего мира смогли познакомиться с глубиной практики йоги, и это стало возможным по большей части именно благодаря Свами Сатьянанда Сарасвати (Шри Свамиджи).

Стиль объяснения йоги Шри Свамиджи был уникальным. Он видел человека, не как тело, но как набор качеств из рук, головы и сердца – действий, интеллекта и чувств соответственно, стараясь полноценно затронуть каждое из этих измерений: физиологическое, психологическое и духовное.

 

Сегодня мы признаем, что из всех традиций йоги в мире, Сатьянанда йога (или Бихарская школа йоги или Крийя-йога) является единственной традицией, где в каждой практике происходит интеграция физических, психологических и духовных аспектов йоги.

 

3. Научные исследования и эксперименты в йоге


Научные эксперименты и исследования являются центральной темой Сатьянанда йоги. Началось все, когда Свами Сатьянанда Сарасвати был в Ришикеше и присутствовал при Свами Шивананде, который преподавал йогу своим ученикам, и он не только успел изучить весь  материал учителя, но и дополнительно изучил различные философские системы и школы йоги, а также Священные Писания. 

 

На основе своего глубокого понимания йоги Шри Свамиджи разработал свой собственный подход к практике, который включал в себя принцип: "Сначала испытай на себе, и только после этого адаптируй для других". С самого начала он начал процесс исследования практик йоги, включающей эксперимент на себе. Он экспериментировал с информацией, представленной в Священных Писаниях и дал ей практическую форму. 

 

Например, серия упражнений паванмуктасана (pawanmuktasana), шакти бандхи (shakti bandhas), а также группировка различных асан в связки крийя-йоги – все они были созданы Шри СвамиДжи в первые дни его учения у Свами Шивананды. Тогда же он создал систему практики пранаямы, которую преподают по всему миру и по сей день.

Шри СвамиДжи обнаружил различные техники медитации из Тантр, которые он  преподавал в классах, а именно: антар мауна (antar mouna), аджапа джапа (ajapa japa), тратака (trataka), чидакаша дхарана (chidakasha dharana), прана видья (prana vidya) и йога нидра (yoga nidra). 

 

С этими практиками Свами Сатьянанда экспериментировал вместе с другими свами (йогами).  И я был одним из тех, кто участвовал в экспериментах с практикой йога-нидра. Таким образом, Свами Сатьянанда разработал очень научный подход к йоге – он проводил эксперименты с каждой практикой в отдельности с настоящими практикующими йогами, руководя процессом, наблюдая и записывая результаты.

Все книги, которые были опубликованы Бихарской школой йоги, являются результатом экспериментов, проведенных Шри СвамиДжи и его учениками. В книге «Йога нидра» (Yoga Nidra) представлены различные стадии йога нидры в соответствии с тантрической системой Ньяса (Nyasa).  Серия книг о медитации пратьяхары представляет различные этапы антар мауна, аджапа джапа и прана видья, а также различные практики крийя-йоги и кундалини-йоги.

 

Под руководством Шри Свамиджи был написан огромный труд (magnus opus) его учеником Свами Нишчаланандой на тему крийя йоги, которая до того времени была запрещена, и передавалась в тайне только избранным йогам. Свами Нишчалананда тщательно извлек саму суть практики крийя-йоги и представил ее в виде 3х летнего курса с определенной последовательностью практик. Также ими были научно объяснены значения мудр и бандх, когда как до этого мудры и бандхи были просто концепциями и никто больше не объяснял их с практической стороны и, тем более, с научной основой.

 

Такие книги, как «Мула Бандха: мастер-ключ» (Moola Bandha: The Master Key), «Хатха-йога Прадипика» (Hatha Yoga Pradipika) , «Йогическое управление астмой и диабетом» и «Йогическое управление общими заболеваниями» -  являются примерами глубины знаний учеников Бихарской школы йоги.

Когда Шри Свамиджи основал Бихарскую школу йоги в 1963 году в старом ашраме Свами Шивананды в Мунгере, он провел серию учебных курсов по подготовке будущих преподавателей йоги. Сначала курс шел девять месяцев, потом шесть месяцев, потом  три месяца, и в конечном итоге Шри Свамиджи скомпоновал материал, который занимал один месяц обучения. 

 

Шри Свамиджи хотел, чтобы преподаватели имели глубинное, тщательно проработанное, основанное на личном опыте понимание йоги, которое должно формироваться с обширным знанием теории йоги и должны сочетаться с образом жизни, мыслей и окружающей среды данного конкретного учителя. 

 

На эти курсы люди съезжались со всех уголков мира: вся Европа и Великобритания, Австралия и Япония, Северная и Южная Америка, и также Индия. На этих курсах Шри Свамиджи вдохновил людей на то, чтобы они продолжали концепцию научного исследования в практике йоги. 

 

Первое фундаментальное исследование йогических асан было проведено в Польше в 1968 году, такими учеными, как Т. Пасек (T. Pasek) и д-р У. Романовски (W. Romanowski) на кафедре физиологии Академии Физической Культуры в Варшаве. 

 

Они провели тщательное исследование воздействий ширшасаны (стойка на голове) и других важных асан на человеческий организм (мозг, сердце, кровообращение, дыхательную и пищеварительную системы) с использованием физиологических, биологических и психических метрик.

В то же время Шри Свамиджи вдохновил исследования йоги непосредственно в Бихаре. В 1968 году вместе с доктором Сринивас (Sreenivas), который являлся директором Института сердечно-сосудистых заболеваний Индиры Ганди в городе Патна (Indira Gandhi Institute of Cardiovascular Diseases in Patna), в течение шести месяцев они проводили первое в мире исследование эффектов йоги на излечение гипертонии сердца. Результаты эксперимента были опубликованы в статье «The Effects of Yoga on Hypertension».

В 1978 году под руководством Шри СвамиДжи были проведены исследования влияний йоги на дыхательные расстройства в Медицинском Колледже Райпура (Raipur Medical College) при содействии Сатья Даршан Йогашрам (Satya Darshan Yogashram). 

 

В то же году под руководством Шри Свамиджи было проведено исследование влияния йоги на кожные заболевания в Колледже Аюрведы в Райпуре (Ayurvedic college in Raipur). Также в Медицинском Колледже Бурла (Burla Medical College, Sambalpur) провели исследование по влиянию йогических практик на лечение диабета, с участием сотен пациентов из штата Орисса, Бихар и Бенгал. В результате исследований был сделан вывод, что диабетики, не зависимые от инсулина, не являются неизлечимыми, и что они могут легко управлять недомоганием с помощью практики йоги.


До этого времени, йогу практиковали в основном для физической культуры, фитнеса и бодибилдинга (Т.Кришнамачарья, Й.Пилатес, К.Айер - см. Йога в СССР).  И когда некоторые из результатов исследований начали появляться в печати, подход к йоге стал кардинально меняться. Вскоре многие другие независимые организации также начали проводить  исследования влияний йоги на человека. 

 

Значительный вклад был сделан Свами Рама (Swami Rama), основавшего Гималайский Институт (Himalayan Institute) в Соединенных Штатах. Свами Рама мог усилием воли остановить биение своего сердца в течение длительного периода времени, что было документально зафиксировано научной лабораторией Гималайского Института. 

 

Другой вклад в научные исследования йоги был сделан Свами Надобрахманандой (Swami Nadobrahmananda), который находясь в герметичной камере был в состоянии выполнять полную задержку дыхания (кумбхака) в течение сорока пяти минут, при этом играя на табле (индийском ударном инструменте). 

 

Таким же образом, многие Свами в Индии также подвергали себя научным исследованиям, благодаря чему произошли очень существенные изменения в понимании йогических практик во всем мире.

В начале 1970х годов Шри Свамиджи пытался ввести йогу в систему образования в Индии, но этого не произошло в его время. Тем не менее, он был в состоянии внести частички йоги в Европу через Агентство Исследования Йоги в Образовании (RYE - Research on Yoga in Education), основанного Мишелин Флак (или Swami Yogabhakti) в Париже в 1977 году, который теперь имеет центры по всему миру. Также Шри Свамиджи принес йогу в Канаду через организацию YES (Yoga Education at School - Йога Обучение в школе), созданную Свами Арундхати (Swami Arundhati). 

 

После того, как появились положительные эффекты от преподавания йоги для детей в Западных странах, в 1996 году правительство Индии решило включить йогу в свою национальную образовательную программу, чтобы студенты имели возможность получать подготовку уже в школьном возрасте.  Таким же образом, увидев результаты исследований влияния йоги на дыхательную, сердечную, пищеварительную системы, а также на скелет, и влияние йоги при мышечных и нервных расстройствах, а также результаты практик йоги, как средства для ускорении заживления, многие медицинские колледжи Индии официально внедрили практики йоги, как средство для помощи больным. 

 

В 1993 году правительство штата Бихар приняло решение о включении йоги в правительственную программу.

Сначала Бихарскую школу йоги просили провести обучение йога-терапии в восьми государственных медицинских учреждениях.  Таким образом, в течение 2х лет, врачи и свами из Бихарской школы йоги обучали студентов-медиков методам и техникам йога-терапии. 

 

В результате, Бихарский филиал Индийской Медицинской Ассоциации (Indian Medical Association) рекомендовала йогу, как часть учебной программы MBBS для центрального  Индийского Медицинского Совета в Нью-Дели (Indian Medical Council in New Delhi) и теперь Правительство штата Бихар официально разрешило обучение всех практикующих врачей принципам и практике йога-терапии в Бихарской школе йоги.

Шри Свамиджи всегда поощрял каждого учителя йоги найти свою область, в которой он или она хотели бы специализироваться. Так, Свами Сатьянанда Сарасвати создал команду людей, каждый из которых очень хорошо разбирался в одном конкретном направлении йоги, и как следствие интенсивность научных исследований увеличивалась с течением времени. 

 

В 1983 году Свами Сатьянанда Сарасвати передал все полномочия по управлению ашрамом мне (Свами Ниранджананде Сарасвати). А в 1988 году Свами Сатьянанда покинул Бихар, приняв образ жизни кшетра-саньяси, и стал путешествовать инкогнито по святым местам Индии, не принимая помощи от тех организаций, которые он сам основал.

 

Свами Сатьянанда Сарасвати завещал всем нам продолжать научные исследования в йоге и внедрять йогу в различные сферы жизни и общества по всему миру.


Все эти факты и вся история развития Бихарской школы йоги отражают тот огромный вклад, который Свами Сатьянанда Сарасвати (Шри Свамиджи) внес в развитие йоги в мире во благо всего человечества. 

 

Очевидно, что Сатьянанда йога отличается от других направлений йоги тем, она является развивающейся йогой, в которой постоянно разрабатываются новые концепции на научной экспериментальной основе, а также на базе тех знаний и умений, которыми обладал сам Свами Сатьянанда Сарасвати. 

 

Крийя-йога (Сатьянанда йога или Бихар йога) становится частью среды обитания человека, частью его потребностей, и, в конечном счете, частью его культуры и жизни в целом. И, таким образом, йога становится универсальным, динамичным, прогрессивным действием, которое вдохновляет практикующего йогу на духовный путь и полноценную жизнь.

 

 

Оригинал: The Growth of Satyananda Yoga or Bihar Yoga 

Yoga Imperishable Tree
E-RYT-500-logo.png
Alexey-Baykov_YACEP_ERYT500_RYS_RUS.png
  • SoundCloud - Black Circle
  • Facebook - Black Circle
  • eng-rus
  • Vkontakte - Black Circle
  • Instagram - Black Circle

2010-2019 CREATIVE COMMONS 

sombunall rights reserved