Yoga Practice with ALEXEY BAYKOV, Yoga Class, Asana, Pranayama, Meditation, Yoga Nidra

ЧЕЛОВЕК, САДХАНА И ШАКТИПАТ

Компиляция Алексей Байков

Освобождение (Просветление) приходит посредством Милости (Благодать), при выполнении 3-х условий:

  1. человеческое рождение,

  2. сильное желание Освобождения и

  3. общение с Мудрыми

 

Если ты, дорогой читатель, видишь эти строки, значит 1ое условие уже выполнено. Поэтому рассмотрим оставшиеся 2:

 

Сильное желание Освобождения

Сильное желание освобождения приводит человека к духовной практике (Садхане).

Великий йогин и мудрец древности Ша́нкара (А́ди Шанкара санскр. आदि शंकर , Шанкарача́рья; 788820)  писал:

Если большой ценой это диковинное человеческое тело, с его способностью понимать значение Писаний, приобретено, но, однако, за счёт привязанности к бесчувственным вещам, не предприняты усилия для достижения неизменного состояния Освобождения, которое есть истинное состояние человека, то воистину

имеет место глупое самоубийство. Разве есть бОльший глупец, чем тот, кто не ищет своего собственного блага?

 

Богатство или действия, ставшие возможными благодаря богатству, не могут выработать стремление к Освобождению. Поэтому Писания справедливо провозгласили, что действия не дают Освобождения.

 

Для того, чтобы получить Освобождение, дОлжно героически отвергать даже само желание удовольствий этого мира. Затем дОлжно искать совершенного Гуру, являющегося воплощением Тишины, и дОлжно сосредоточивать ум и непрерывно медитировать на том, во что посвящён.

 

Такая медитация ведёт к пребыванию в Мудрости, добытой на опыте. Погрузившись в этот корабль Мудрости, дОлжно переправиться к берегу Освобождения (см. Сутра Сердца) того “Я”, которое погружено в океан Сансары.

 

Поэтому мужественному ученику следует отказаться от привязанности к жене, сыновьям, собственности и отбросить любую деятельность. Этим ему следует освободить себя от оков в колесе рождения и смерти (см. Двенадцатичленная формула бытия) и искать Освобождение (मोक्ष - Мокша).

 

Действия предписаны только для очищения ума, но не для осознания Атмана (आत्मन्). Знание истины Атмана приобретается только Само-исследованием (आत्मन् विचार ātma-vichār Атма-вичара), а не любым количеством действий.

 

Человек, ошибочно принимающий верёвку за змею, повергается этим в страх, и его страх и беда могут быть

устранены только знанием, что это — верёвка. Знающий друг сообщает ему об этом (направляет, Гуру - дословно "тот, кто направляет"), человек исследует и обнаруживает, что это так. Здесь нет другого пути. Подобным образом знание Брахмана достигается посредством посвящения Гуру и поиском Истины.

 

Эта Истина не может быть осознана через очищающие омовения, жертвы, контроль дыхания или иные практики. Тот, кто ищет Освобождение познанием Атмана , должен исследовать Себя с помощью совершенного Гуру, который, будучи свободным от желаний, является знающим Брахмана и Океаном Милости.

Тот, кто способен, достигает Само-реализации, главным образом, посредством исследования; обстоятельства, время и Милость Господа играют роль, но как помощь в поиске. Поэтому в Священных Писаниях говорится о том, что существует 4 ступени практики (Джняна Йога):

1) Приобретение необходимых качеств адепта Samanyasa (Саньясин с четырьмя качествами sādhana-catustaya) Для того, чтобы быть подготовленным к исследованию Атмана, человек должен иметь мощный интеллект, способность схватывать сущность и отбрасывать второстепенное, а кроме того другие различные качества, перечисленные в Писаниях:

 

  • быть в состоянии различать между Реальным и нереальным - Различение (Вивека Viveka विवेक )

  • иметь ни к чему не привязанный ум (Вайрагья Vairāgya वैराग्य )

  • обладать контролем над внешними и внутренними органами чувств  - нежелание внешних удовольствий и постоянный возврат внимания к источнику внутри  (Пратьяхара Pratyāhara प्रत्याहार )

  • горячо жаждать Освобождения (Мумукшутва Mumukṣutva मुमुक्षुत्व )... и, как следствие быть неутомим в практике само-исследования आत्मन् विचार ātma-vichār Атма-вичара, которая может привести к практике Крийи Kriyā क्रिया , как составляющей само-исследования.

Только такой ученик готов вопрошать в Брахмане. Устремлённый должен воистину иметь эти достоинства, для

того, чтобы достичь пребывания в Атмане ; без них не может быть осознания Истины.

 

Рассмотрим их:

а) Вивека: различение между Реальным и нереальным есть твёрдое убеждение, что только Брахман (Четвертое состояние Турия) является Истиной и что (повседневный) мир — нереален.

б) Мы одновременно наблюдаем и узнаём из Писаний, что все удовольствия, переживаемые живыми существами ниже Брахмана, — преходящи, непостоянны, вызывают беды и несовершенства; отказ от желаний их иметь и есть Вайрагья, или непривязанность.

в) Пратьяхара: Контроль над чувствами за счет перевода внимания во внутрь имеет следующие аспекты:

    в.1) Спокойствие [Śama Шама] подразумевает фиксацию ума на его цели многократной медитацией на несовершенствах вещей и разочарование в них (контроль органов действия antahkaraṇa).

    в.2) Самоконтроль [Dama Дама] означает управление внешними и внутренними органами чувств и фиксацию их (органов) в соответствующих центрах.

    в.3) Отказ [Uparati Упарати] означает уход от всякой внешней активности путем фиксации ума на его цели (Источнике - Сердце) столь твёрдо, чтобы он не отвлекался прежними склонностями на объекты.

    в.4) Терпение [Titikṣa титикша] означает несение любых страданий, которые могут произойти, без попыток избежать их - см. tāpatraya

    в.5) Вера [Śraddhā Шраддха], являющаяся причиной Само-реализации, — результат твёрдого убеждения в истинности Писаний Веданты (Vedas) и слов Гуру (Guru) о том, Что есть Истинная Реальность: Тат Твам Аси - Ты Есть То.

    в.6) Концентрация [Samādhāna Самадхана] есть практика постоянного усилия зафиксировать ум, несмотря на его блуждающую природу, на чистом Брахмане.

 

Об этих шести качествах (Śamādi ṣatka sampatti शमादि षट्क सम्पत्ति ) говорят как о необходимых для дальнейшей практики: дхарана (धारणा dhāraṇā), дхьяна (ध्यान, dhyāna) и самадхи (समाधि, samādhi).

 

г) Мумукшутва: Интенсивное стремление к Освобождению возникает от желания осознать свою истинную природу и достичь свободы от оков эго, которые вызваны неведением. Это стремление может иметь различные степени. Оно может быть только вялым или средним (видимо, зависит от уровня Шактипат - см. ниже), но может быть в высшей степени развито посредством шести добродетелей, отмеченных выше, и в этом случае оно может принести плоды. Если стремление интенсивно, то эти добродетели плодоносят быстро. Но если отречение и устремление слабы, то результатом будет только видимость, подобная миражу в пустыне. Из всех средств, ведущих к Освобождению, бхакти (преданность) — наилучшее; Бхакти означает поиск истины собственного Я — так говорят Мудрые.

Также Шри Шанкара писал, что "...действительно трудно обрести рождение человеком и что, до­стигнув этого, каждому следует стараться достичь блаженства Освобождения, которое есть истинная природа его бытия. Только джняной, или Духовным знанием, осознаётся это Блаженство, а джняна достижима только посредством вичары, или постоянного исследования. Для того чтобы изучить этот метод исследования, следует искать Милости Гуру". 

 

Затем Шри Шанкара описывает качества Гуру, его ученика и как последний должен при­ближаться и служить своему Учителю. Он далее подчеркивает, что для осознания блаженства освобождения собственные индивидуальные усилия являются основным фактором. Одно лишь книжное знание не пожнёт этого Блаженства;

 

Подготовленный адепт Samanyasa может обрести Освобождение только посредством само-исследования – Вичары, которая состоит из: 
2) Шравана श्रवण śravaṇa — преданное внимание к предписаниям Гуру (а также Шрути Śruti श्रुति и Упанишад Upanishads),
3) Манана मनन manana — глубокое размышление над Истиной, и
4) Нидидхьясана  निदिध्यासन nididhyāsana — культивирование непоколебимого пребывания в Атмане.

आत्मा ब्रह्मेति वाक्यार्थे निःशेषेण विचारिते (Panchadasi VII.58)


С помощью тщательного изучения и анализа сути высказывания "Атман есть Брахман" или "Истинный Я есть Высшее Я" приходит прямое познание истины "Я есмъ Я" или "Я — Я".

Общение с мудрыми

Речь Свами Сатьянанда Сарасвати записанная во время сатсанга в Лондоне 4 июня 1982 года хорошо описывает значение общения с Мудрыми:

 

Когда гуру и преданный в контакте (устанавливают духовную связь), тогда Сила гуру автоматичеки течет к преданному - это есть Шактипат, а именно Дарование (передача) высоко-частотных волн от гуру к преданному. Когда гуру передает небольшое количество своей (Силы) Шакти преданному (в его Муладхару - первую чакру), то Кундалини словно чувствует тягу. Но такая тяга еще не является так называемым, Пробуждением Кундалини. Кундалини словно получает толчок, и она продолжает еще спать, но уже «хмурится» (происходит «сдвиг») - этот эффект и является опытом Шактипата. Тело немного потряхивает, когда активизируется Сушумна Нади в позвоночнике. И тогда вся нервная система сотрясается и это преданный явно чувствует этот процесс.

При этом глаза автоматически закатываются вверх (Шамбхави мудра), и преданный начинает танцевать как богиня Кали или как бог Шива (см. Крийя-йога).

 

После такого благословения от гуру, Кундалини начинает привыкать к такому «сдвигу», и тогда как только преданный садится для медитации или для практики джапы (речитатив мантр), все тело начинает трястись.

 

Такой опыт Шактипата может происходить на любом расстоянии от гуру: при непосредственном присутствии его или на расстоянии. Расстояние – не является вообще преградой, так как расстояние относится к материальному плану времени и пространства, когда как на трансцендентальном плане их не существует. Время и пространство созданы умом, но когда ума нет (в трансцендентном состоянии) – нет ни времени, ни пространства – чем-то похоже на то, что говорил Эйнштейн в теории относительности.

Таким образом, передача энергии гуру не зависит от времени и пространства. Однако, необходимо, чтобы гуру и преданный установили связь, чтобы Сила могла автоматически передаваться от гуру к ученику. До тех пор, пока гуру и преданный пребывают в отдельных индивидуальных состояниях, Шактипат не может произойти.

 

Существует такой тип невинных преданных, которые легко принимают такой процесс связи, и когда он находится в присутствии гуру такая связь происходит автоматически. Тогда мощные ментальные волны, энергетические волны и духовные волны «десны» (gum) гуру проходят через эту связь к преданному.

Эти волны идут напрямую в Муладхара Чакру, которые будят «спящую» Кундалини. Природа Кундалини не является Саттвичной (высоко-вибрационной духовной или энергией высшего сознания), а наоборот – является Тамасичной (низко-вибрационной или энергией бессознательного). Однако, если не разбудить Кундалини, эта энергия там и останется неактивной, бездействующей, пассивной (бессознательной) не только на протяжении этой жизни, но и во всех последующих. Природа Сушумна Нади, канала, по которому Сила Кундалини Шакти поднимается, также является Тамасичной (бессознательной). Таким образом, когда гуру и преданный устанавливают связь (духовную), то волны энергий проходят через ученика.

 

Важно отметить, что Шактипат может передаваться через материальный объект, как носитель информации (энергии). Например, гуру может передать вам малы (четки), и когда преданный берет их, то происходит Шактипат. И это может происходить через любой другой предмет от гуру.

Также Шактипат может передаваться с помощью слова или мантры (инициация, посвящение), через касание («третьего глаза» - Аджна чакры), посредством мысли или посредством взгляда.

 

Одни ученики получают постоянный Шактипат, когда как другие могут и никогда не получить его. Даже самый жуткий грешник может получить Шактипат.

Чаще всего не могут получить Шактипат те, что являются изолированными из-за сильного интеллекта, который заставляет считать, что он все знает и ему ничего не нужно, однако реальный опыт отсутствует.

 

Легче всего получают Шактипат те, кто невинны как дети, потому что они чувствительны и доступны словно оголенные электрические медные провода. Медь проводит электричество на порядок лучше, чем, например, цинк. Таким образом, гуру и преданный могут легко подключиться друг к другу. Для такой, казалось бы, легкости требуется не только детская простота, но и сильная вера, любовь и бхакти (доверие, преданность, сдача, вверение Богу и Гуру).

В реке Ганга течет безмерное количество воды, но чтобы зачерпнуть ее воду, необходим подходящий контейнер. Если у вас всего лишь литровая бутылка, и, хотя источник воды не имеет границ (нескончаем), вы так и получите один литр. То есть лишь Ваш сосуд ограничен. Таким же образом с Шактипат, который является лишь передачей бесконечной энергии гуру. И когда преданный открыт и готов, не существует границ наполнения преданного через гуру.

Шактипат

Śaktipāta (Sanskrit от shakti - "(психическая) энергия" - и pāta, "нисходить") - Шактипат(а) является актом дарования (или передачи) Милости (Благодати - Аnugraha) от гуру к преданному в виде энергии Шакти.

 

Шактипат не может случиться «специально»  через силу эго или ментального намерения. Шактипат происходит по воле Сознания (Высшего «Я», Истины, Вселенной), где Гуру является проводником Его Милости, и Сила Шакти протекает от гуру к преданному.

В учении Кашмирского Шаивизма (Kashmir Shaivism) рассматривают уровни (виды) Шактипата по их интенсивности:

 

1. tīvra-tīvra-śaktipāta – Сверх-Высшая Сильная Благодать – вызывает мгновенное отождествление и слияние с Шивой и Освобождение (от Сансары). Такой человек становится Сиддха-йогином (Мастером), пребывающим в «Высшем Я» (Siddhaloka – Высший План существования), из которого передает Милость напрямую в Сердце своих преданных (учеников) [*]

 

2. tīvra-madhya-śaktipāta – Высшая Умеренная Благодать. Получивший его человек становится духовно-просвещенным и Освобожденным от эго (“я”), пребывая в прямой преданности Шиве, и не нуждается в инициации или руководстве от внешнего гуру (guru). Такой вид Шактипата происходит благодаря интенсивного пробуждения духовной интуиции (pratibhā), которая мгновенно уничтожает неведение.

3. tīvra-manda-śaktipāta – Высшая Слабая Благодать. Получивший ее человек, страстно желает найти подходящего гуру, и ему не нужно руководство гуру, а только лишь Его касание, или взгляд, или просто пребывание рядом со своим Мастером, что достаточно для вызова в преданном состояния Озарения, Освобождения, Просветления).

 

Примечание:

Индийский мистик Абхинавагупта выделил два подуровня данного Шактипата:

2.1) Духовная интуиция (pratibhā) является непоколебимой

2.2) Духовная интуиция (pratibhā) является непостоянной (колеблется), поэтому человек нуждается в большей духовной практики (садхане) для стабилизации интуиции pratibhā. Им необходим живой гуру, им необходимо изучение священных текстов и практика йоги.

 

4. madhya-tīvra-śaktipāta – Умеренно Высшая Благодать. Когда человек получает данный вид Шактипат, он страстно желает получить руководство и инициацию от Совершенного гуру и тогда для него возможно Просветление. В течение своей жизни такой преданный не полностью поглощен этим состоянием, однако в конце жизни (после смерти тела) происходит полное слияние с Шивой (Высшим «Я», Истиной, Вселенной).

 

5. madhya-madhya-śaktipāta – Умеренно Умеренная Благодать. Получив такой вид Шактипата от гуру в виде инициации преданный имеет интенсивное желание достичь Освобождения, но в тоже время он все еще охвачен страстями: желанием удовлетворить свои потребности. В конце жизни (после смерти тела), он перерождается в раю, в котором удовлетворяет все свои желания, после чего он снова получает инициацию от своего гуру, во время которой осознает свое Вечное Единство с Шивой.

 

6. madhya-manda-śaktipāta – Умеренно Слабая Благодать. Данный вид Шактипата отличается от Умеренно Умеренной Благодати тем, что преданный желает удовлетворения мирских (земных) потребностей больше, чем Единство с Шивой, поэтому после смерти ему необходимо снова переродиться в качестве духовного искателя Истины для обретения полного Освобождения.

 

7. manda-śaktipāta – Слабая Благодать. Получивший данный вид (уровень) Благодати чувствует тягу к слиянию с Шивой только в состоянии страдания. В этом случае Благодать Шивы должна будет работать с преданным в течение многих перерождений пока не произойдет духовное Освобождение (Просветление).

Описание Шактипата в литературе

Барбара Бреннан (Barbara Brennan) описывает Шактипат, как проецирование “ауры” (aura) гуру на преданного, который помимо всего должен пребывать в том же ментальном состоянии (точнее: без мыслей), а физический эффект проявляется естественным образом, как следствие снисхождения Милости.

 

В книге “Игра Сознания”, написанной Свами Муктонандой (Swami Muktananda), он очень подробно описывает свой опыт Шактипата от своего гуру (Бхагаван Нитьянанда), а также как это повлияло на его дальнейшую жизнь.

В книге “Building a Noble World” автор Шив Р. Джавар (Shiv R. Jhawar) описывает свой опыт Шактипата, который произошел с ним во время встречи со Свами Муктонандой в Чикаго 16 Сентября 1974 года:

Баба (Свами Муктонанда) только что начал свою встречу так:

«Тема сегодняшней встречи – медитация. Суть вопроса в том, на чем именно мы медитируем?» Продолжая свою речь, Баба сказал: «Кундалини начинает танцевать, когда преданный повторяет Ом Намах Шивая» (ॐ नमः शिवाय;  Om Namaḥ Śivāya).

 

Услышав это, я повторил эту мантру в уме, и вдруг заметил, что мое дыхание стало тяжелеть. Неожиданно я почувствовал огромный напор поднимающейся силы внутри. Интенсивность (мощь) поднимающейся силы Кундалини Шакти было настолько огромным, что мое тело подскочило так, что даже мои очки упали на пол.

 

Затем когда я лег на пол и закрыл глаза, я мог видеть продолжающийся фонтан ослепительно белых огней, извергающиеся изнутри. Освещая все внутри эти огни были ярче солнечного света, но они не имели температуры.

 

Я пребывал в состоянии «Я Есмъ» без мыслей, осознавая, что «Я» было всегда и всегда будет продолжаться – вечно. Я был в ясном сознании и полностью осознавал происходящее внутри и снаружи, в то же самое время пребывая в опыте бытия «Я Есмъ» - состоянии Высшего Блаженства.

Снаружи, в какой-то момент, Баба с ощутимым удовольствием произнес: ’mene kuch nahi kiya; kisiko shakti ne pakda’ (Я ничего не делал, но Сила Энергии Шакти поймала его). Баба заметил, что такое сильное пробуждение Кундалини испугало людей рядом со мной, и поэтому Баба сказал : “Не пугайтесь. Иногда Кундалини пробуждается и таким образом – все зависит от человека”.

В книге "Кундалини, Эволюция и Просветление" (на данный момент в процессе перевода) Пол Цвайг описывает свой опыт Шактипата от Свами Муктонанды. В ней же известный ученый Итжак Бентов (Itzhak Bentov) описывает лабораторные исследования, где измерялась Сила пробуждения Кундалини через Шактипат. Исследования проводились совместно c Хироши Мотоямой (Hiroshi Motoyama - автора Теорий Чакр) и Свами Сатьянанда Сарасвати (Satyananda Saraswati) , основателя Бихарской школы йоги (Bihar School of Yoga) - см. О Развитии Йоги.

Далее см. Человек - не только Биокомпьютер

Yoga Imperishable Tree
E-RYT-500-logo.png
Alexey-Baykov_YACEP_ERYT500_RYS_RUS.png
  • SoundCloud - Black Circle
  • Facebook - Black Circle
  • eng-rus
  • Vkontakte - Black Circle
  • Instagram - Black Circle

2010-2019 CREATIVE COMMONS 

sombunall rights reserved