Yoga Practice with ALEXEY BAYKOV, Yoga Class, Asana, Pranayama, Meditation, Yoga Nidra

АЮРВЕДА: ДОШИ VS ПРАНА, ТЕДЖАС, ОДЖАС

Компиляция Алексей Байков

Энергетическое строение человека и духовный путь

Доша (санскрит दोषः, doṣa), согласно Аюрведе, это тип распределения веществ в виде некой субстанции, присутствующих в организме человека. В литературе, начиная с двадцатого века, эта идея называется «теорией трех дош» (санскрит त्रिदोषोपदेशः, tridoṣa-upadeśaḥ тридоша-упадеша).

 

Авторитетные аюрведические трактаты описывают то, как количество и качество трех субстанций (типов распределения веществ) меняется в организме, согласно сезонам, времени суток, диеты и ряда других факторов.

 

Центральным понятием аюрведической медицины является теория о том, что здоровье существует, когда есть баланс между тремя фундаментальными биоэлементами (субстанциями распределения) или дошами, которые называются Вата, Питта и Капха. 

• Ваата или Вата –  воздух и ветер, который характеризуется свойствами: сухость, холод, легкость, скорость и подвижность. Вся подвижность в теле связана с наличием Вата. Боль является естественным следствием того, что Вата в дисбалансе. Также дисбалансом Вата выступают другие признаки: хруст суставов, метеоризм, подагра, ревматизм и т. д.

• Питта – огонь и желчь, которая выделяется в районе желчного пузыря (между желудком и кишечником) и течет через печень и проникает в селезенку, сердце, глаза и кожу; Он характеризуется жаркой, влажной, жидкой, резкой и кислой, ее главным качеством является тепло (жар). Питта - энергетический принцип, который использует желчь для прямого переваривания и улучшения обмена веществ. Питта в первую очередь характеризуется теплотой тела или жжением и покраснением.

• Капха - это вода и земля, что характеризуется характеризуется тяжестью, холодом, нежностью, мягкостью, медлительностью, смазкой и носителем питательных веществ. Это питательный элемент тела. Все мягкие органы изготовлены с Капха, он играет важную роль в восприятии вкуса, питании суставов и смазке между тканями.

 

Три доши и пять великих элементов, из которых они состоят (слева Индуистская философия, справа Даосская)

  • Movement - движение , Cold - холод , Cohesion - связность ,Transformaion - трансформация , Light - Свет

  • Ether - эфир , Earth - земля , Water - вода , Fire - огонь , Air - воздух. У Даосов между Водой и Огнем (Wood - дерево), а между Землей и Водой (Metal - металл), а в центре представлен символ Инь Ян. 

5 типов Вата Доша

 

1. Prana Vata (Прана Вата) - управляет вдохом, восприятием через чувства и управляет умом. Располагается в мозгу, голове, горле, сердце и органах дыхания.

2. Udana Vata (Удана Вата) - управляет речью, самовыражением, усилием, энтузиазмом, силой и жизненной силой. Расположена в пупке, легких и горле.

3. Samana Vata (Самана Вата) - управляет перистальтическим движением пищеварительной системы. Расположена в желудке и тонком кишечнике.

4. Apana Vata  (Апана Вата) - Управляет всеми нисходящими импульсами (мочеиспускание, испражнение, менструация, эякуляция, и т. д.). Расположена между пупком и анусом.

5. Vyana Vata  (Вьяна Вата) - управляет кровообращением, сердечным ритмом, движением тела. Располагается в сердце и пронизывает все тело.

 

5 типов Питта Доша

 

1. Pachaka Pitta (Пачака Питта)  - управляет перевариванием пищи, которая разбивается на питательные вещества и отходы. Расположен в нижнем животе и тонком кишечнике.

2. Ranjaka Pitta (Ранджака Питта) - управляет образованием эритроцитов. Дает цвет крови и стула. Расположен в печени, желчном пузыре и селезенке.

3. Alochaka Pitta (Алочака Питта) - Управляет зрительным восприятием. Расположен в глазах.

4. Sadhaka Pitta (Садхака Питта) - управляет эмоциями, такими как удовлетворение, память, интеллект и переваривание мыслей. Расположен в сердце.

5. Bharajaka Pitta (Бхараджака Питта) - управляет блеском и цветом лица, температурой и пигментацией кожи. Расположен в коже.

 

5 типов Капха Доша

 

1. Kledaka Kapha - Управляет увлажнением и сжижением пищи на начальных этапах пищеварения. Расположена в верхней части желудка.

2. Avalambhaka Kapha - Управляет смазкой сердца и легких. Обеспечивает силу в спине, легких и сердце. Расположена в грудной клетке.

3. Tarpaka Kapha Тарпака Капха - управляет спокойствием, счастьем и стабильностью. Питание органов чувств и двигательных органов. Расположена в голове, синусах и спинномозговой жидкости.

4. Bodhaka Kapha - управляет восприятием вкуса, смазки и увлажнения пищи. Расположена в языке, рте и ​​горле

5. Shleshaka Kapha - управляет смазкой всех суставов. Расположена в суставах.

 

Доши - это силы, которые создают физическое тело, определяя условия роста и старения, здоровья и болезней. Как правило, в теле-уме преобладает одна из трех Дош, определяя конституцию - тип тела-ума (психо-телесный тип).

 

Понимая наши индивидуальные привычки, эмоциональные реакции и тип тела, мы можем соответствующим образом адаптировать практику йоги для создания баланса и продвижения на духовном пути (словно балансирование на сёрф-доске для ускорения и скольжения по воде).

 

Аюрведа आयुवेद, как наука о здоровье, направлена на исправление дисбаланса в дошах и излечение болезней с помощью мощных травных настоев, улучшения диеты и путем улучшения всего образа жизни, а также с помощью практик йоги, таких как пранаяма, медитация и поз йоги (асаны) - см. Крийя-йога.


Когда возникает избыток какой-либо доши, происходит дисбаланс в теле-уме. Например, с избытком Вата (Vata) могут возникать психические, нервные и пищеварительные расстройства, в том числе пониженная энергия и ослабление всех тканей организма. С избытком Питта (Pitta) кровь не очищается, что вызывает воспаления и инфекции. С избытком Капха (Kapha) происходит увеличение слизи, возникает избыточный веса, отеки, болезни легких и пр.

 

Ключом к управлению всеми дошами является уход и балансирование за Вата, поскольку она является источником баланса двух других дош.

 

Прана, Теджас и Оджас

 

Йога - это алхимический процесс балансировки и трансформации энергии психики. Источником Вата, Питта и Капха являются тонкие субстанции, называемые Прана, Теджас и Оджас.

 

В отличие от Дош, которые являются непостоянными и являются причинами дисбаланса тела-ума, в свою очередь Прана, Теджас и Оджас способствуют здоровью, творчеству и благополучию:

• Prana (Прана) – жизненная сила, является тонкой субстанцией Вата (воздушный баланс) - исцеляющая энергия, питающая и дающая тонус.  Прана дает нам больше энтузиазма, приспособляемости, творчества и все необходимое для достижения нашего духовного пути, в йоге эта сила необходима, чтобы мы могли выполнять асаны, пранаяму и достигать состояния медитации.

• Tejas (Теджас) – внутреннее сияние, является тонкой субстанцией Питта (огненный баланс) - энергия, дающая устремленность. Теджас дает нам мужество, бесстрашие и проницательность, важные в принятии жизненно важных решений.

• Ojas (Оджас) – это  энергетический запас  тела, тонкой субстанцией Капха (водный баланс) - накопленный резерв, дающий выдержку и устойчивость. Оджас дает мир, уверенность и терпение, чтобы поддерживать духовное развитие и обеспечивать правильную последовательность действий и избегать того, что вредит.

Аюрведа стремится уменьшить болезни, в частности хронические, и повысить здоровье в теле-уме с помощью повышения уровня жизненных сущностей Прана, Теджас и Оджас, которые помогают в обновлении и преобразовании всего существа и балансируют Доши (Вата, Питта и Капха).

 

Таким образом самым важным перво-элементом, который необходимо развивать – это Оджас , поскольку он дает нам физическую и психологическую выносливость, которые могут быть достигнуты с помощью правильной диеты, тонизирующих трав аюрведы, наблюдением за чувствами и преданностью Высшему Гуру.

PS:

Согласно Чарака Самхите (древнейший, классический труд по Аюрведе) аюрведический врач должен знать: природу пациента (Prakṛti प्रकृति Пракрити) , характер дисбаланса или болезни (Vikrti विकृति Викрити) и характеристики лекарственных средств  (Dravya Guṇa - качества веществ - Sattva, Rajas, Tamas). Благодаря этим знаниям, аюрведический врач может назначить программу лечения, чтобы вернуть пациента к здоровью.

PPS:

Вещества, содержащиеся в пище и питающие тело-ум человека, насыщают его соответствующими качествами - Саттва, Раджас и Тамас (Sattva, Rajas, Tamas) соответственно, и тем самым влияют на тело-ум, создавая или расстворяя напряжения в теле, мысли в уме, и следовательно определяя тип действий человека в жизни.
 

नियतं सङ्गरहितमरागद्वेषतः कृतम् । अफलप्रेप्सुना कर्म यत्तत्सात्त्विकमुच्यते ॥२३॥
यत्तु कामेप्सुना कर्म साहंकारेण वा पुनः । क्रियते बहुलायासं तद्राजसमुदाहृतम् ॥२४॥
अनुबन्धं क्षयं हिंसामनपेक्ष्य च पौरुषम् । मोहादारभ्यते कर्म यत्तत्तामसमुच्यते ॥२५॥

Действия, обладающие характеристиками: добродетели, осознанности, безмыслия, свободные от привязанности и жажды результатов - называются Саттва; Действия, которые определяются мыслями и совершенные с усилиями, жаждой удовольствия, и другими вожделениями эго являются - называются Раджас; Действия совершаемые по бездумию из состояния буйства чувств, без понимания и осознания последствий, потерь и ущерба себе и окружающих - называются Тамас. — Бхагавад Гита, Часть 18, Стихи 23–25

далее см. Человек - не только Биокомпьютер

Yoga Imperishable Tree
E-RYT-500-logo.png
Alexey-Baykov_YACEP_ERYT500_RYS_RUS.png
  • SoundCloud - Black Circle
  • Facebook - Black Circle
  • eng-rus
  • Vkontakte - Black Circle
  • Instagram - Black Circle

2010-2019 CREATIVE COMMONS 

sombunall rights reserved