Yoga Practice with ALEXEY BAYKOV, Yoga Class, Asana, Pranayama, Meditation, Yoga Nidra

Мандукья Упанишад [10] माण्डुक्य उपनिषद् [१०]

Комментарии Свами Рама

Перевод Алексей Байков

स्वप्नस्थानस्तैजस उकारो द्वितीया मात्रोत्कर्षात्

उभयत्वाद्वोत्कर्षति ह वै ज्ञानसन्ततिं समानश्च भवति

नास्याब्रह्मवित्कुले भवति य एवं वेद ॥ १०॥

 

svapnasthānas taijasa ukāro dvitīyā mātrotkarṣād ubhayatvād vā |

utkarṣati ha vai jñānasaṃtatiṃ samānaś ca bhavati |

nāsyābrahmavit kule bhavati ya evaṃ veda || ManUp_10 ||

 

Сознание, которое испытывает человек в состоянии сна со сновидениями соответствует звуку У, второй букве ॐ. Это возвышенное промежуточное состояние между бодрствованием и глубоким сном. Тот, кто познал это тонкое состояние сознания истинно превосходит всех остальных, и в его семье родится тот, кто знает Брахмана.

 

Вторая фонема У, имеет ту же природу, что и состояние сна со сновидениями (taijasa - таиджаса). Когда искатель достигает способности анализировать и осознавать суть звука У, и следовательно реальность снов, с помощью глубокого созерцания и медитации, он достигает знания и власти над своим бессознательным.

 

После анализа природы ума и его различных состояний, искатель приходит к осознанию тонких процессов (samskaras - самскары), которые создают все объекты снов. Затем искатель преодолевает эти самскары – негативные паттерны мышления – такие, как злоба, зависть и ненависть. Фонема У стоит по середине, промежуточное состояниеи она, является более тонким состоянием по сравнению с А.

 

Состояние сновидений состоит не из объектов, а идей, и поэтому оно ближе к Истине, потому что наш мир – это идея. И вся структура человека сформирована из идеи. Без изначальной идеи созидание потеряется в хаосе. Таким образом, идея является архитектором, и превосходит реализацию.  Тот искатель, который осознал состояние У может вдохновлять других, потому что он раскрывает загадку идеи и творчества.

 

Реальность в состоянии бодрствования считается творческой и динамической, так как у каждого есть возможности и средства для выражения себя во внешнем мире. Целая образовательная система посвящена развитию самовыражения, ибо жизнь разделена на два аспекта – внутри и снаружи.

 

Отметим, что важно управлять внешним аспектом жизни потому что это, во-первых, может стать средством достижения высшего знания и может удовлетворить чувственные наслаждения. И, во-вторых, это дает знание о мире явлений и его тленной и изменчивой сущности, что вдохновляет человека на поиски через другие измерения жизни.

 

Так как состояние бодрствования является сознательным состоянием, и если искатель учится использовать это состояние для тренировки созерцания и медитации, это позволяет ему расширять опыт сознания, в отличие от тех, кто не занимается созерцанием и медитацией.

 

Человек испытывает состояние бодрствования, сновидения или глубокого сна, в каждом из которых чувствует полную вовлеченность в ту или иную реальность, и он не осознает другие состояния. Когда он анализирует свою роль в различных состояниях сознания, как глубоко спящий, сновидящий или познающий внешний мир, он задается вопросами и хочет постичь всю область сознания, чтобы стать свидетелем всего и достичь запредельного состояния сознания – Турийя. После исследования бодрствующего состояния, искатель начинает исследовать состояние сна.  

 

Во время сновидения человек не осознает мир объектов и явлений также, как он может осознавать его в бодрствующем состоянии, потому что его тело и органы чувств отдыхают, а его сознательный ум движется в сторону глубокого сна. В состоянии сновидений активны только воспоминания из бессознательного. На самом деле, никто не может сознательно определить содержание сновидений.

 

Даже если человек смог определить содержание сновидения, то он все равно не сможет видеть сны по своему сценарию. То, что бы было определено в бодрствующем состоянии не может быть осуществлено в состоянии сновидения. Человек может давать наводки самому себе, и затем вызывать их, думая, что он тренируется сновиденью и видит сны так, как пожелает. Но на самом деле состояние сновидения находится за пределами возможностей бодрствующего сознания обычного человека.  

 

Когда человек не соприкасается с объектами мира, его органы чувств не получают новых впечатлений. Поэтому во время сновидения, на первый план выходит поток подавленных желаний (запрещенных и сдержанных).  

Когда ум движется в направлении глубокого сна, у человека все еще есть возможность анализировать свои желания, свою мотивацию, чувства и мысли.

 

В сновидении разум обдумывает неудовлетворенные желания, чувства и привязанности. Мир сновидений уникален сам по себе. Пребывая в нем, человек может анализировать наиболее явные паттерны мышления. В сновидениях наиболее часто повторяются глубоко-укоренившиеся желания.

 

Если же желания, которые человек жаждет удовлетворить отсутствуют, то у них нет причины и основания появляться в снах, потому что сны являются следствием неудовлетворенных желаний.  Ум путешествует до самых глубочайших желаний, которые требуют удовлетворения, и это создает предоминантный паттерн поведения. Таким образом, сны могут быть полезны для анализа своих поведенческих паттернов ума.

 

Так как существует множество вариантов поведения, человеку может показаться, что он контролирует  свои мысли, желания и чувства. В процессе сна искатель находит темные закоулки бессознательного, где все еще спрятаны те или иные скрытые желания.

 

Представьте, что вы только что пропылесосили ковер, который теперь выглядит очень опрятно и чисто, но если вы приподнимите угол ковра, то найдете там целый слой пыли, скрытый до этого. Таким же образом происходит и с бессознательным. Когда искатель проходит через различные уровни бессознательного, через некоторое время он замечает, что весь ум словно вывернут на изнанку.

 

Страстное желание достижения цели жизни (Турийи) может уничтожить все остальные желания, чувства, мысли, и тогда человек идет за пределы беспорядка и хаоса, и достигает опыта Высшего Измерения, которое он так страстно желал.

 

Ум имеет защитную функцию само-успокоения какая бы сложная проблемы ни была. Поэтому те проблемы, которые не могут быть решены в бодрствующем состоянии вытесняются в состояние сновидения, где ум пытается их разрешить. Поэтому сновидение считается терапевтическим, потому что у человека нет возможности выражать себя так, как захочет контролирующий ум (эго), а реальность сновидений создана желаниями, мыслями и чувствами, которые теперь берут контролируют в свои руки. И поэтому человек не может сновидеть то, что он бы до этого не видел, воображал, слышал или читал. Индивидуальное «я» испытывает большое количество измерений реальности, в том числе и измерение сновидений, во время опыта которого ум выражает все идеи, желания, мысли и чувства, которые не были выражены в бодрствовании.

 

Отметим, что человек не сможет понять состояние сна в целом, проанализировав лишь несколько снов.  Так как сновидение является более тонким состоянием, человек впадая в сон полностью забывает о том, кем он был в бодрствовании, и во сне он получает награды и наказания только на ментальном уровне. Так как сновидение является состоянием созданным самим человеком, он может усилить все свои желания и страхи.

 

Многие люди спят на яву – в состоянии бодрствования. Как раз поэтому древние мудрецы сравнивают состояние бодрствования со сновидением – для них эти два состояния похожи, так как дают лишь мимолетный проблеск тотальности Реальности:  то, что необходимо в бодрствующем состоянии сознания, исчезает в сновидении, а то, что требуется в сновидении – исчезает в бодрствовании.

 

Желание не исчезает в состоянии сновидения, однако, кажется, что оно пропадает в состоянии глубоко сна. Но на самом деле это не так, потому что человек просто не осознает своих желаний в глубоком сне. Желание по-настоящему пропадает, когда человек достигает четвертого состояния – Турийя.

 

Тогда желание растворено, понято и проанализировано, потому что в Турийи все желания удовлетворены. В бодрствовании, человек обретает объекты мира явлений  и достигает внешнего успеха, а в Турийи человек испытывает полноту и завершенность, и человеку больше не нужно то, что ниже по уровню, когда достигнут уровень высший.

 

Отметим, что все великие законы физики были открыты в состоянии созерцания  ума.

 

Для медитации и созерцания необходим одно-направленный ум. Медитация и созерцание отличаются в том, что во время медитации и созерцания , человек сознательно помещает себя в состояние концентрации и остается неподвижным. Во время же состояния сновидений контроль отсутствует, и человек не может  быть сконцентрированным и контролирующим. Здесь, степень контроля измеряет способность фокусировать ум в направлении желанной цели.  Существует множество снов, но здесь мы обсуждаем всё состояние сновидения в целом – её реальность.

 

Во время медитации человек остается полностью в сознании и Осознании, но во время сновидения, он не в сознании, а в Бессознательном. Таким образом, в медитации человек обладает полным контролем, а в сновидении контроля нет.

 

Когда говорится о том, что во сне человек может пребывать в полном сознании, означает, что он может оставаться в состоянии медитации и может вызывать все неудовлетворенные выраженные во время сновидения желания, которые он может проанализировать  и отпустить.

 

При сравнении состояния медитации с состоянием сна со сновидениями, можно понять, что в медитации внимание человека сворачивается внутрь и оно не может соскальзывать в состояние инерции или в воображение о будущем.

 

В медитации ум тренируется сознательно удерживать фокус внимания в одной точке, что позволяет искателю возможность судить, анализировать и решать о степени пользы приходящих из бессознательного образы в реальность сновидений. То есть медитация это срединное состояние между сном и бодрствованием, в котором повседневный ум находится в состоянии полу-сознания – не в глубоком сне, и не в бодрствовании.

 

Во время медитации, человек может испытывать все, что происходит во время сновидения. Он находится в полном сознании, однако органы чувств не задействованы и нет контакта с внешними объектами. Когда состояние сознания расширяется, анализ снов становится ясным, и все идеи и символы становятся легкими для понимания.

 

С точки зрения духовного пути (садханы), сновидения подразделяют на две категории: те, которые могут быть полезны для духовного пути, и те, которые являются вредными, мешающими духовному пути. Также впечатления и идеи, которые появляются в сновидениях могут одновременно быть и полезными и вредоносными. Искатели, способные к ясному самонаблюдению, могут  проанализировать вредоносные  сновидения, отвлекающие ум и его энергию с тем, чтобы понять их причины и отпустить привязанности. Таким образом, можно отпустить привязанности любых конфликтов, имеющих основание во снах.

 

Через некоторое время, когда медитация встряхивает бессознательное, на поверхность выходят впечатления из самых труднодоступных уголков сознания, что ускоряет весь процесс анализа, познания и исследования состояния сновидения. Не важно какова реальность снов – все это подчинено контролю медитирующего. И та часть сознания, которая спит, и та энергия, которая тратится на сновидения, становится доступной для творческого использования и ее можно направить на достижение высших целей.

 

Люди спят всю свою жизнь, но сновидения никому не могут помочь в достижении просветления. Те, кто медитируют – не спят. Конечно, иногда они испытывают что-то похожее на сновидение, которое можно назвать пророческими, однако во время медитации, ум сфокусирован на одном объекте, и он течет, стремясь только лишь к этому объекту.

 

Мысли, идеи, чувства и желания конечно же все равно возникают из бессознательного, но у них нет власти над медитирующим, и они словно мысли, проходящие через ум, не беспокоят его, потому что ум поглощен концентрацией.

 

Но те, кто просто спят и видят сны, обеспокоены самими снами, потому что они не находятся под контролем сознания. На самом деле данная шрути Упанишады позволяет искателю осознать, что не сами сновидения в отдельности являются объектом анализа, а вся реальность снов.

 

Состояние сна представлено буквой У, которая расположена между А и М. Всеобъемлющее знание ॐ движет искателя к высшим измерениям сознания. Это означает, что медитирующий также желает познать глубокий сон, представленный буквой М, последнюю из букв ॐ.

 

После исследования всех радостей и наслаждений внешнего мира, человек познает удовольствие от глубины и качества сна, когда сознание переводит фокус внимания от бодрствования и сновидения к спокойствию бессознательного.

Yoga Imperishable Tree
E-RYT-500-logo.png
Alexey-Baykov_YACEP_ERYT500_RYS_RUS.png
  • SoundCloud - Black Circle
  • Facebook - Black Circle
  • eng-rus
  • Vkontakte - Black Circle
  • Instagram - Black Circle

2010-2019 CREATIVE COMMONS 

sombunall rights reserved